История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Все об истории ПВ
Аватара пользователя
metr
Служивый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 17:54
Реальное имя: Стас
Год призыва: 1980
Год увольнения: 1983
Где служил: Анапа.

История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение metr » 01 авг 2009, 14:16

Строительство соединений и частей морпогранохраны СССР.
В. Бурджук

Принятая первоначально организационная структура - морпогранохрана ГПУ в составе морских пограничных флотилий - просуществовала недолго. Навигация 1923 г. показала, что малочисленность судового состава, отсутствие надежных средств связи и управления не позволяют штабам флотилий самостоятельно организовать охрану морской границы.

Состоявшееся в апреле 1924г. Всесоюзное совещание начальников пограничных частей, рассмотрев вопросы о морской охране границ, в своей резолюции предложило: "отрядные объединения сохранить. Отряды как административные единицы подчинить непосредственно начпогранчастям...

Судовой состав отрядов рассредоточить, передав в оперативное подчинение побережных погранотрядов".

На практике, в процессе реорганизации всей структуры пограничной охраны в соответствии с приказом ОГПУ № 122/44, осуществляемой весной и летом 1924 г., пограничные флотилии и отряды были расформированы, а на их основе созданы морские базы. Судовой состав морских баз прикреплялся к тем пограничным отрядам, в районе которых они несли службу. Такое решение в сложившейся ситуации способствовало максимальному использованию имевшегося малочисленного судового состава в интересах охраны границы и позволяло поддерживать более тесное взаимодействие между морскими и сухопутными силами пограничных отрядов.

Располагая ограниченными силами и средствами, имея на вооружении устаревшие, с низкими мореходными качествами суда, моряки пограничной охраны тем не менее самоотверженно решали поставленные перед ними задачи.

Первыми кораблями морской пограничной охраны Баренцева моря стали мотоботы типа "Касатка" водоизмещением 40 тонн и скоростью хода до 6 - 7 узлов. Чуть позже в распоряжение пограничников поступили небольшие судна: ПС - 1 ("Нептун"), ПС - 2 посыльное судно "Ярославна". Из них только "Ярославна" имела высокую мореходность и скорость 14 узлов, однако из-за своего технического состояния она в первые годы для службы практически не использовалась, а после ремонта, в 1924 г., была направлена на Дальний Восток.

Таким образом, "Нептун" и ПС - 2 почти десяток лет составляли основу Северного пограничного флота. По 20 - 25 суток в месяц приходилось им находиться на границе. Ежегодно они задерживали десятки иностранных промысловых судов, нарушавших правила плавания в наших водах.

Наиболее уязвимой частью морской границы 20 - х гг. являлось дальневосточное побережье. Сказывалась его значительная удаленность от центра и, как следствие этого, сложность в осуществлении централизованного обеспечения. Полномочное представительство ОГПУ по Дальнему Востоку, пытаясь найти выходив складывающейся ситуации, приняло меры к самообеспечению за счет средств, полученных от реализации задержанной контрабанды, и арестованных плавсредств. К весне 1924 г. было приобретено 14 судов, что позволяло обеспечить охрану морского побережья на участке от Посьета до Совгавани, где наиболее активно действовали контрабандисты. Остальные участки морской границы оставались неохраняемыми.

Практически полностью использовался для несения сторожевой службы по охране государственной границы Владивостокский отряд боевых судов ВМС. Однако у военных моряков не было опыта пограничной службы и, встречая шхуны, занимавшиеся незаконным промыслом в наших водах, они просто выдворяли их, так как обычно осмотр не давал поводов для задержания. В интересах повышения эффективности охраны морской границы, а также упорядочения использования военных судов в охране территориальных вод в июне 1925 г. боевые корабли Владивостокского отряда сторожевики "Боровский" и "Красный вымпел", миноносцы "Лазо" и "Потапенко", канонерская лодка "Красный Октябрь" и еще около 10 сторожевых катеров были переданы в оперативное подчинение Дальневосточной пограничной охране. После освобождения Северного Сахалина отряд пограничных кораблей пополнился еще 3 канонерскими лодками, одним монитором и 2 бронекатерами.

Передача этих катеров в оперативное подчинение Дальневосточной пограничной охраны, безусловно, способствовала усилению охраны государственной границы на морском участке, но и их все же было недостаточно. Более того, уже в сентябре 1925 г. миноносцы "Лазо" и "Потапенко" вследствие большого износа механизмов и слабости корпуса были разукомплектованы.

К навигации 1927 г. пограничная охрана ДВК имела: 2 базы - морскую (во Владивостоке) и речную (в Хабаровске) в составе 10 и 14 судов соответственно. Вся морская граница ДВК была разбита на 3 отдельных района:

первый - Владивостокский с общей протяженностью береговой черты 1480 км, охватывающей залив Петра Великого до бухты Владимира; второй – Сахалино - Совгаванский протяженностью 1107 км от залива Владимира (включительно), Татарский пролив, западное и восточное побережья Сахалина; третий – Охотско - Камчатский протяженностью 5142 км, охватывающий Охотское и Камчатское моря, далее на север до Берингова пролива.

Однако суда морской пограничной охраны, учитывая их наличный состав и мореходные качества, несли службу лишь в первом районе, второй район с моря не охранялся, а третий обслуживался с апреля до октября периодическими рейдами сторожевика "Красный вымпел".

Речная охрана ДВК осуществлялась по рекам Амур, Уссури, Сунгач, Аргунь и оз. Ханко.

Несколько лучше к 1927 г. по судовому составу морпогранохраны обстояло дело на европейкой и южной границах СССР. Так, в состав Ленинградского пограничного округа входило 5 баз морской пограничной охраны, дислоцировавшихся в Мурманске, Архангельске, Кронштадте, Кингисеппе и Пскове. Они имели 33 единицы плавсредств.

Пограничная охрана черноморского бассейна, включавшая в себя погранохрану Украины, Крыма, Северо - Кавказского края и Закавказья, имела 4 базы с 31 единицей судового состава.

На Каспийском море и в Средней Азии на р. Амударья также имелось по одной базе с 10 (Баку) и 5 (Амударья) судами соответственно.

Всего морская и речная пограничная охрана СССР в 1927 г. насчитывала чуть более 100 судов.

Учитывая недостаточность корабельного состава частей морской пограничной охраны, ОГПУ, с целью повышения эффективности охраны морских границ в августе 1927 г. разработало и утвердило "Правила использования пограничной охраной ОГПУ судов Военно - морских сил РККА". В соответствии с правилами военные корабли могли быть привлечены к оказанию содействия судам погранохраны в случае необходимости преследования и задержания быстроходных контрабандных судов, иностранных промысловых судов-нарушителей, а также при высадке десантов погранохраны. Правила упорядочили взаимоотношения морской пограничной охраны и командования морских сил флотов РККА в повседневной охране границы. В то же время эффективность морской пограничной службы в целом не всегда была высока. Причина этого заключалась в несовершенстве организационной структуры: суда, находясь в оперативном подчинении начальников пограничных отрядов, фактически подчинялись командиру базы, который не нес прямую ответственности за состояние охраны границы , Планирование службы каждой боевой единицы зачастую носило чисто эксплуатационный характер (расчеты расхода горючего, смазочных материалов и пр.).

В начале 30-х годов советское правительство увеличило ассигнования на содержание пограничного флота, что позволило провести некоторые преобразования в его организационно-штатной структуре и системе управления, качественно и количественно улучшить судовой состав.

В 1930 г. Мурманская пограничная база получила корабль 2 ранга, пришедший в Заполярье из Балтики. Корабль "Пурга" водоизмещением около 200 тонн был предназначен для плавания в высоких широтах, имел хорошие мореходные качества и развивал скорость до 18 узлов. Он имел современное по тому времени навигационное оборудование и средства связи: гирокомпас, магнитный компас, эхолот, радиопеленгатор, длинно- и коротковолновый передатчики, УКВ приемник, Вооружен был трехдюймовой пушкой и двумя пулеметами. С его приходом охрана акватории Баренцева и Белого морей значительно улучшилась. До конца 30-х годов СКР "Пурга" оставался флагманом погранохраны Заполярья.

В августе 1930 г. для улучшения охраны речной границы Дальнего Востока речные катера Хабаровской базы были объединены в отряд, командир которого нес полную ответственность за пограничную службу катеров и состояние охраны вверенного участка водной границы.

Эта форма организации оказалась наиболее целесообразной в тот период. Она обеспечивала постоянное квалифицированное руководство охраной границы и умелое использование судов. Через три года подобным образом были реорганизованы морпогранбазы Дальнего Востока. 20 июня 1933 г. приказом ОГПУ краевая морбаза пограничной охраны ДВК была реорганизована в Дальневосточную флотилию погранохраны ГПУ ДВК в составе Владивостокского морского отряда, Петропавловского морского отряда и Хабаровского речного отряда.

Весной 1935 г. морские пограничные базы пограничных округов были реорганизованы в пограничные отряды, включающие в себя как береговые подразделения, так и судовой состав. Последний в свою очередь объединялся в дивизионы сторожевых кораблей и катеров.

Реорганизация морских пограничных баз и развертывание новой организации частей морпогранохраны осуществлялись на основе судостроительной программы, утвержденной постановлением Совета Труда и Обороны от 11 июля 1933 г. Программа предусматривала строительство 60 сторожевых кораблей, из них: 4 СКР ледокольного класса; 22 - по типу быстроходных тральщиков; 30 - по типу морского охотника и 4 СКР предполагалось построить в Италии. Кроме того, планировалось строительство 197 сторожевых катеров различного типа (в том числе 21 катер типа "МО") и 10 мотоботов "Кавасаки". Катер "МО" - малый охотник за подводными лодками, впоследствии стал основным типом сторожевых катеров. Их выпуск был налажен на верфи морпогранохраны ОГПУ в Ленинграде. Всего выпускалось пять модификаций катеров, но наибольшее распространение получил "МО - 1У". Он имел деревянный корпус водоизмещением 50 тонн, скорость хода до 30 узлов. Был вооружен двумя 45-мм скорострельными пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами. Из навигационных средств имелся лишь магнитный компас, а из средств связи - коротковолновый приемопередатчик и УКВ радиостанция.

Однако за годы второй пятилетки (1933 -1937 гг.) моряки - пограничники получили лишь 4 сторожевых корабля (2 тральщика и 2 СКР, построенных в Италии и получивших названия "Дзержинский" и "Киров"). В 1934 г., совершив переход Южным морским путем из Италии во Владивосток, корабли поступили в распоряжение погранохраны Дальнего Востока.

Программа по катеростроению была перевыполнена. На вооружение морских и речных пограничных частей поступило 211 катеров и более 50 мотоботов и шлюпок. При этом у большинства судов по-прежнему были деревянные корпуса (из 28 запланированных к строительству судов со стальным корпусом построено было лишь 4). Это объяснялось тем, что судостроительные заводы Наркомата оборонной промышленности, где был размещен основной заказ ОГПУ по судам с металлическим корпусом, были перенацелены на выполнение новой программы военного кораблестроения РККА. Поэтому основная нагрузка по строительству судов для погранохраны легла на ленинградскую судоверфь ОГПУ и частично на судостроительные заводы Наркомвода и Наркоммаша СССР.

По мере вступления в строй новых кораблей и катеров, шло развертывание частей морпогранохраны в соответствии с их новой организацией в следующей очередности: Финско-Ладожский бассейн, ДВК, южные моря.

Погранчасти Финско-Ладожского бассейна полностью были переформированы и вооружены новыми катерами уже к концу 1936 г. Реорганизация остальных морских и речных погранчастей была завершена во второй половине 1938 г. К этому времени в состав морпогранохраны входило: 13 морских пограничных отрядов; 5 пограничных отрядов, имеющих по 6 и более катеров, объединенных в дивизионы; 1 морская погранбаза; 2 отдельных дивизиона катеров; 12 дивизионов речных катеров; 39 береговых морских комендатур; 248 морских береговых постов. Судовой состав насчитывал 11 сторожевых кораблей, 384 катера и 321 моторную шлюпку, из них 78 % были постройки 1934 - 1937 гг.

Увеличение численности судового состава и развертывание новых морских и речных пограничных частей позволили значительно повысить надежность охраны водных границ, общая протяженность которых составляла около 40 тыс. км, из них охраняемая часть - 33 тыс. км. Наиболее плотно была обеспечена охрана Финско-Ладожского бассейна, имеющего на 630 км водной границы 49 катеров. Менее плотно обеспечивалась охрана побережья ДВК, где на 11000 км границы приходилось 149 судов. Охрана северной части Камчатского полуострова и берегов Берингова пролива осуществлялась фактически лишь одним СКР "Боровский".

Дальнейшее развитие морских сил пограничной охраны НКВД было направлено на решение следующих основных задач:

- организацию охраны территориальных вод по побережью Японского моря, Татарского пролива, Охотского моря, Камчатки и Севера Союза ССР;

- установление охраны Северного морского пути;

- постепенное перевооружение более совершенными типами судового состава охраны морских границ Финского залива, Черного и Каспийского морей в связи с износом действующего.

Для обеспечения выполнения указанных задач морским отделом ГУПВО была разработана и утверждена Комитетом обороны СССР судостроительная программа на 3-ю пятилетку (1938 - 1942 гг.). Программа базировалась в основном на вводе в строй сторожевых кораблей со стальным корпусом и сторожевых катеров типа "МО-1У", "БК-1".

В результате реализации этой программы уже в 1940 г. судовой состав пограничных войск увеличился на 93 % (по отношению к 1938 г.). В морские части Ленинградского погранокруга прибыли сторожевые корабли 2 ранга "Алмаз" и "Изумруд", в Мурманский округ -4 СКР 3 ранга: "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир", во вновь образованный (1940 г.) Прибалтийский округ - 2 СКР 3 ранга: "Коралл" и"Топаз".

Усиление сторожевыми кораблями морской пограничной охраны Дальнего Востока в связи с осложнением военно-политической обстановки на Западе было отложено.

В1939 - 1940гг.в связи с увеличением численности судового состава морчастей пограничных войск и появлением в результате этого возможности самостоятельного решения ими вопросов охраны территориальных вод, а также с целью улучшения оперативного управления и использования морских сил пограничных войск в случае военных действий они были вновь реорганизованы. Суть реорганизации заключалась в объединении разрозненных по пограничным отрядам отдельных дивизионов сторожевых кораблей и катеров в состав отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничного округа. К октябрю 1940 г. эта реорганизация в основном была завершена. В состав Мурманского пограничного округа вошел 1 - й Северный отряд погрансудов; в Ленинградский округ – 1 - й Балтийский отряд погрансудов; в Прибалтийский округ – 2 - й Балтийский отряд погрансудов; в Черноморский округ – 1 - й и 2 - й Черноморские отряды погрансудов с базированием в Одессе и Балаклаве соответственно; в Грузинский округ – 3 - й Черноморский отряд погрансудов в г. Очимчиры; в Азербайджанский округ – 1 - й Каспийский отряд пограничных судов.

Организация морских пограничных частей Дальнего Востока оставалась без изменений, за исключением создания в августе 1940 г. Хабаровского и Владивостокского морских пограничных портов.

Быстрый рост численности морской и речной пограничной охраны, начавшийся в первой половине 30-х годов, остро поставил вопрос комплектования и подготовки личного состава для частей морпогранохраны.

В 20-х гг. комплектование пограничных морчастей рядовым и младшим начальствующим составом осуществлялось на тех же основаниях, что и комплектование Военно - морского флота.

При этом весь низовой начальствующий состав и младшие специалисты готовились в школах и учебных отрядах флота РККА. По окончании обучения они по разнарядке ОГПУ распределялись на суда частей и подразделений морской погранохраны.

Подобная система существовала также в подготовке специалистов и начальствующего состава среднего и высшего звена. Сложившийся порядок комплектования и подготовки личного состава был утвержден постановлением СТО СССР от 12 августа 1925 г. и действовал вплоть до 1936 г.

В связи с увеличением численности флота РККА, особенно с 1932 г., в системе комплектования личным составом морских погранчастей НКВД из учебных подразделений флота начались сбои.

С целью ликвидации образовавшегося и постоянно увеличивающегося недостатка специалистов для морпогранчастей приказом Наркома внутренних дел СССР от 29 февраля 1935 г. были сформированы 4 школы по подготовке специалистов и младшего начсостава. Первая школа дислоцировалась в Севастополе, вторая - в Одессе (в 1936 г. переведена в Анапу), третья - в Ленинграде и четвертая - во Владивостоке (позже переведена в Махачкалу). Школы готовили рулевых, сигнальщиков, комендоров и т.д.

Подготовка специалистов по наиболее сложным специальностям, в первую очередь электро - механической службы, по - прежнему проводилась в школах РККФ.

В 1937 г. флот вообще прекратил подготовку специалистов для морпогранохраны. В этой связи в 1938 г. было начато строительство первого морского учебного отряда на 1400 человек в Анапе. 30 августа 1940 г. приказом Наркома внутренних дел было объявлено о его формировании, а в октябре первые 820 курсантов приступили к учебе.

Для ликвидации некомплекта командно - технического состава было принято решение о проведении ежегодной, начиная с 1937 г., мобилизации специалистов, окончивших морские политехникумы Наркомвода (штурманов и механиков) с обязательной сокращенной военно - морской переподготовкой. Для этого были расширены специальные курсы переподготовки начальствующего состава в Ленинграде. Срок обучения в них составлял 10 месяцев, количество обучающихся - 80 человек.

В качестве другой временной меры стало принятие в 1936 г. в военно - морские училища РККФ 140 пограничников с выпуском их в 1941 г. и расширение Севастопольского морского училища на 200 мест за счет погранохраны НКВД с ежегодным выпуском, начиная с 1942 г., штурманов и артиллеристов для пограничных войск.

Но принимаемые меры не решали полностью вопрос подготовки командного состава. Это ставило под угрозу своевременный ввод в строй нового судового состава, строящегося по программе 1938 - 1942 гг.

Выход из создавшейся ситуации был найден созданием Военно - морского пограничного училища в Ленинграде. Приказ о его сформировании вышел 28 июня 1940 г. Начальником училища был назначен А. Садников. С 1 сентября 1940 г. в училище началась подготовка курсантов с 4 - летним сроком обучения.


Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.
Вложения
atarbekov.jpg
ПСКР "Атарбеков".
atarbekov.jpg (6.01 КБ) 24940 просмотров
bayramov.jpg
Пограничный корабль "Али Байрамов".
bayramov.jpg (6.54 КБ) 24940 просмотров
ps119.jpg
ПС - 119. Старейшее пограничное судно.
ps119.jpg (6.06 КБ) 24940 просмотров
"Варяг" не сдаётся.
Аватара пользователя
metr
Служивый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 17:54
Реальное имя: Стас
Год призыва: 1980
Год увольнения: 1983
Где служил: Анапа.

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение metr » 02 авг 2009, 11:02

Установление морских границ в послевоенный период.
Ф. Мошков

Великая Отечественная война, завершившаяся победой советского народа над фашистской Германией, существенно изменила соотношение сил в Европе и Азии, упрочила международное положение Советского Союза.

Претерпели изменения границы СССР как на суше, так и на море.

Усиление влияния Советского Союза в Восточной Европе, укрепление сто позиций на Дальнем Востоке вызывало беспокойство у стран Запада и США. Мир на длительное время был втянут в ''холодную войну".

С июля 1944 г. пограничные корабли и катера, участвовавшие в составе ВМФ в Великой Отечественной войне, начали возвращаться в пограничные войска.

Первыми, в 1944 г., вернулись к охране границы корабли бывшего Каспийского отряда погрансудов НКВД Азербайджанского пограничного округа. В июле - сентябре 1945 г. пограничным округам были возвращены уцелевшие во время войны корабли и катера бывших Северного, Балтийских и Черноморских отрядов погрансудов.

Потери пограничников западных округов в корабельном составе были значительны. Приступать к охране морской границы пришлось с меньшим количеством кораблей и катеров, к тому же сильно изношенных за годы войны.

Главное управление пограничных войск, его Морское управление (контр-адмирал С. Воробьев) принимали меры к доукомплектованию морских частей кораблями и катерами, восстановлению и строительству пунктов базирования.

Возвращенные и дополнительно переданные флотом корабли в 1944 - 1945 гг. были сведены в отдельные дивизионы и отряды и приступили к охране границы.

Руководство морскими частями осуществляли начальники морских отделов округов капитан 1 ранга Е. Колчин (Ленинградский округ), капитан 2 ранга Я. Резниченко (Прибалтийский округ), Герои Советского Союза капитан 2 ранга П. Державин (Черноморский округ), капитан 2 ранга И. Тризна (Грузинский округ), капитан 1 ранга А. Дианов (Тихий океан), капитан 3 ранга А. Ядревский (Сахалинский округ), капитан 3 ранга П. Маслий (Камчатский округ).

Одновременно с решением неотложных практических задач руководство пограничных войск работало над перспективными вопросами переоснащения морских частей корабельным составом и создания новой организационной структуры охраны границы на морских участках.

К 1947 г. обе проблемы получили разрешение в виде Программы строительства кораблей в 1946 - 1950гг.

Для пополнения корабельного состава в короткий срок промышленности были заказаны недорогие и быстро строившиеся катера ОД-200Б (водоизмещение 48 т, скорость до 27 уз., вооружение -37-мм пушка и два спаренных пулемета 12,7-мм). В 1940- 1949 гг. такие катера поставлялись в морские части Балтийского и Черного морей.

Учитывая возросшие скорости катеров, используемых зарубежными разведками для высадки агентуры на советское побережье, по решению правительства в 1951 - 1953 гг. для пограничных войск было построено 11 торпедных катеров пр. 183 (водоизмещение 70 т. скорость хода до 43 уз., РЛС "Зарница", вооружение - две 25-мм пушки).

Для обеспечения грузоперевозок па Тихом океане в 1953 - 1955 гг. Хабаровский судостроительный завод поставил пограничным войскам 6 сухогрузных транспортов пр. 229, грузоподъемностью 600 тонн, которыми были заменены устаревшие транспорты "Брест" и "Надежда Крупская''.

5 декабря 1953 г. в штате Тихоокеанского округа появился 37-й Отдельный дивизион транспортов и ремонтирующихся кораблей (ОДТиР). Командиром дивизиона был назначен капитан 3 ранга Буркни М.Л.

В 1954 г. впервые в истории пограничных войск 6 кораблей пр. 122Б совершили сложнейший переход из Баренцева моря на Тихий океан Северным морским путем (командир особого отряда пограничных кораблем капитан 2 ранга Филатов Е.В.). В 1955 г. на Тихий океан были переведены еще 8 больших "охотников". В последующем переходы Севморпутем вошли в обычную практику перевода пограничных кораблей.

В 1959 г. с честью закончили свой славный боевой путь в пограничных войсках Краснознаменные ПСКР "Дзержинский" и "Киров". На замену им, а также тральщикам пр. 254, недостаточно надежным для плавания в районе Камчатки и Чукотки, с 1960 г. в Камчатский дивизион стали поступать сторожевые корабли, созданные на базе эскадренных тральщиков пр. 264А (водоизмещение 944 т, скорость хода 17,3 уз., вооружение 2x57 мм артустановки, 2 бомбомета, реактивная бомбовая установка РБУ-1200). Тральщики пр. 254 были переданы на усиление Малокурильского, Корсаковского дивизионов и Находкинском группы кораблей.

В 1957 г. пограничные войска перешли в ведение КГБ при СМ СССР, и к 1960 г. сложилась достаточно стабильная организационно-штатная структура морских частей, более рациональная система управления силами, завершена замена кораблей и катеров военного времени. Морчасти погранвойск имели в своем составе 272 корабля и 282 катера. Однако 1960 г. оказался драматичным для пограничных войск и их морских частей. В декабре 1959 г. КГБ при СМ СССР запиской в ЦК КПСС внес предложение о сокращении пограничных войск на 42000 человек, в том числе по морским частям па 8000 человек, включая 1000 офицеров. Предлагалось расформировать 12 дивизионов, сократить 140 корабле и 100 катеров, в пограничной авиации оставить не более 30 самолетов. На тех направлениях, где будут сокращены морские дивизионы сторожевых кораблей, охрана морских богатств СССР в наших терводах возлагалась на Рыбнадзор. Предлагалось расформировать Высшее военно - морское пограничное училище в Ленинграде.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 января 1960 г. предписывалось до 1 августа 1960 г. сократить численность пограничных войск на указанное в записке количество штатных единиц.

12 отдельных дивизионов сторожевых кораблей были расформированы, некоторые из них - полностью (Усть-Лужский, Пионерский, Посьетский), другие переформированы в маневренные базы и группы, входившие в штаты оставшихся десяти ОДСКР. Судоремонтные заводы в Ленинграде и Владивостоке, а также судоремонтная мастерская в Одессе были переданы в народное хозяйство.

Морское управление преобразовывалось в самостоятельный морской отдел ГУПВ (начальник морского отдела контр-адмирал Резниченко Я.Т.). Расформировывались и многие морские отделы управлений войск пограничных округов.

В результате реализации Постановления все корабли пр. 122Б, составлявшие основу корабельного состава морских частей, за исключением незначительного количества на Балтике и Каспийском море, были списаны или законсервированы, а также переданы в ВМФ. Пограничный флот терял немало грамотных и энергичных офицеров, в основном среднего возраста. В последующем пришлось восстанавливать разрушенное.

Так, в 1963 - 1966 гг. пограничники приняли 16 кораблей пр. 125. В 1967 г. от промышленности был принят головной корабль “Тарантул” - ПСКР-600 (командир капитан 3 ранга Радченко О. В.). Корабли этого типа стали основой корабельного состава морских соединений вплоть до 90-х гг.

Для Баренцева моря и Тихого океана строились корабли пр. 97П и 745. Первый был разработан на базе портового ледокола, второй - буксира-спасателя. Корабли имели водоизмещение соответственно 3500 т и 1500 т, были вооружены вполне обеспечивающей решение пограничных задач артиллерией, имели неограниченную мореходность, современные средства наблюдения и связи, почти месячную автономность плавания, прекрасные условия обитания. Корабль пр. 97П мог нести на своей палубе вертолет. Слабой стороной этих кораблей была низкая скорость хода - всего 14 узлов. Корабли этих проектов начали поступать в бригады в 1974- 1975гг.

Совершенствовался и катерный состав морских частей. На замену устаревших сторожевых и малых катеров в 60-х гг. начинают поступать катера "Гриф" (водоизмещение 38 т, мореходность до 5 баллов, скорость хода до 30 уз.), а несколько позже - катера "Кулик" (водоизмещение 42 т. мореходность до 5 баллов, скорость хода 12 уз.). Катера были вооружены пулеметами 12,7-мм. Основным малым катером на реках и море становится "Аист" (водоизмещение 4,7 т. скорость хода до 20 уз.). Строились и другие катера.

Для обеспечения грузоперевозок на Тихом океане в 1965 и 1967 гг. танкеры "Краснофлотец" и "Коктебель" были заменены на танкеры "Иван Голубец" и "Советский пограничник" (пр. 1415), а сухогрузы пр. 229 - кораблями снабжения (пр. 1595, водоизмещение 3900 т, скорость хода 18 уз.), начавшими поступать во Владивостокскую бригаду с 1977 г. Кораблям этой серии присваивались имена моряков -пограничников Героев Советского Союза.

Для речных участков границы проектировались и строились новые артиллерийские корабли и специальные корабли управления. На вооружении артиллерийских кораблей стояли пушки калибром 100 мм и реактивные комплексы. В первой половине 80-х гг. начинается замена "Шмелей'" кораблями 3 ранга "Москит". Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 6 января 1977 г. был спроектирован корабль "Нерей", специально предназначенный для службы в морских районах. В 1984 г. первый из кораблей этой серии "Менжинский" (командир капитан 2 ранга Дурандин О.П.). совершив переход Южным морским путем на Дальний Восток, включился в службу по охране живых ресурсов на Тихом океане. Для охраны границы и экономической зоны на Баренцевом, Балтийском и Черном морях строятся корабли "Альбатрос" и "Молния". "Альбатросы" поступают и на Камчатку для несения службы в территориальных водах.

В 1979 г. осложнилась обстановка на советско-афганской границе. В конце года в Афганистан были введены советские войска. Для обеспечения охраны границы на реке Амударья, в соответствии с решением Правительства СССР, был сформирован дивизион сторожевых катеров в г. Термез (командир дивизиона капитан-лейтенант Васильев Ю.В.).

В период с 9 по 15 мая 1990 г. ПСКР "Волга" Камчатской дивизии (командир капитан 1 ранга Рыжих В.А.) под флагом начальника Морского управления ГУПВ вице-адмирала Шиндяева А.С. находился с дружеским визитом в порту Сан-Франциско по поводу празднования 200-летия Береговой охраны США. Во время визита была достигнута договоренность с БОХР США в охране живых ресурсов Тихоокеанского бассейна. В мае 1991 г. корабль БОХР США "Мэллон" нанес ответный визит в порт Владивосток. В 1992 г. американские корабли "Сторис" и "Чейз" посетили Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Так начался процесс российско-американского сотрудничества в охране морских границ.

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.
"Варяг" не сдаётся.
Аватара пользователя
Антар
Форумчанин
Сообщения: 1054
Зарегистрирован: 31 июл 2009, 20:51
Реальное имя: Виталий
Год призыва: 1989
Год увольнения: 1991
Где служил: 5 ОБПСКР, Балаклава, в/ч 2382 "Д"
Граница: Морская
Откуда: Кувандык

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение Антар » 02 авг 2009, 11:42

Интересная и познавательная информация. Спасибо, metr! :friends:
Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы поступали с тобой...
Аватара пользователя
metr
Служивый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 17:54
Реальное имя: Стас
Год призыва: 1980
Год увольнения: 1983
Где служил: Анапа.

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение metr » 02 авг 2009, 12:15

В 1946 году принимается решение о возвращении в состав погранвойск судов и личного состава, с началом войны переданных в ВМФ. Из них формировались отдельные дивизионы сторожевых кораблей (катеров), которые вошли в пограничные войска в качестве самостоятельных морских частей. Одновременно пограничные войска пополнялись самолетами, формировались пограничные авиаполки и авиаэскадрильи.

К 1960 г. сложилась достаточно стабильная организационная структура морских частей пограничных войск, завершилась замена кораблей и катеров предвоенного и военного времени на новые. Морские части ПВ имели в своем составе 272 корабля и 282 катера.
После решения о сокращении в одностороннем порядке своих Вооруженных Сил решением руководства государства были расформированы 12 отдельных дивизионов кораблей. Морское управление Главного управления пограничных войск было преобразовано в Морской отдел.
Начиная с августа 1960 г. охрану государственной границы на море осуществляли всего 11 отдельных дивизионов: один на Севере (Кувшинская Салма), три на Балтике (Высоцк, Таллин, Лиепая), два на Черном море (Балаклава, Очамчира), один на Каспии (Баку), четыре на Тихом океане (Владивосток. Корсаков, Малокурильское, Петропавловск- Камчатский).
Осложнение обстановки в мире в начале 1960-х годов потребовало усиление охраны государственной границы.
Приказом Председателя КГБ СССР при Совете Министров СССР от 7 февраля1967г. Отдельные дивизионы на Баренцевом, Балтийском, Черном морях и на Тихом океане были преобразованы в Отдельные бригады сторожевых кораблей (ОБСКР).
В 1969г. в Отдельные бригады переформировали и речные дивизионы, а в состав Главного управления пограничных войск восстановили Морское управление.
Для охраны побережья Арктики был создан Отдельный Арктический пограничный отряд, а в его составе - группу катеров (1970г.).
В 70-80-е годы Отдельными бригадами стали Бакинский (1971 г.), Невельский (1977 г.), Вентспилский (1979 г.), Новороссийский (1987 г.) дивизионы и Одесская маневренная база (1977 г.), а Петропавловск-Камчатская бригада переформирована в дивизию пограничных сторожевых кораблей (1977 г.). Для обеспечения охраны государственной границы на реке Аму-Дарья был сформирован 1979 г. Термезский дивизион сторожевых катеров. В 1988 году развернута в 22-ю ОБрПСКР.

МЧПВ СССР

• 1-я ДиПСК, в/ч 2376 – г Петропавловск-Камчатский (1 бригада ПСК (в/ч 9871), 2-я бригада (в/ч 9880) была в 1980-м году тральщиков 264А, затем им на смену стали приходить СКР)
• 1-я ОБрПСК, в/ч 2289 – г Кувшинская Салма
• 2-я ОБрПСК, в/ч 2241 – г Высоцк
• 3-я ОБрПСК, в/ч 2243 – г Таллин-Хаапсалу , выведена в июле 1993 года в Балтийск. В Калининград переведена кроме 3-й Таллинской ОБрПСКР также по крайней мере часть 4-й ОБрПСКР из г. Лиепая.
• 4-я ОБрПСК, в/ч 2395 – г Лиепая – выведена в 1993/4 гг. в г. Псков
• 5-я ОБрПСК, в/ч 2382 – г Балаклава, выведена в Новороссийск, расформирована.
• 6-я ОБрПСК, в/ч 2372 – г Очамчира, выведена в 1996 году в г Махачкалу(г Каспийск)
• 7-я ОБрПСК, в/ч 2376 - В 1977 году реорганизована в 1 Дивизию ПСК с сохранением номера части (в составе 1 и 2 бригады ПСКР "не отдельных"). Затем 1 апреля 2003 года вновь переформирована в 7 ОБрПСК.
• 8-я ОБрПСК, в/ч 2264 – о Шикотан
• 9-я ОБрПСК, в/ч 2263 – г Корсаков
• 10-я ОБрПСК, в/ч 2441 – г Владивосток
• 11-я ОБрПСК, в/ч 2536 – г Джалинда
• 12-я ОБрПСК, в/ч 2486 – г Благовещенск
• 13-я ОБрПСК, в/ч 2537 – п Ленинское
• 14-я ОБрПСК, в/ч 2492 – г Казакевичево
• 15-я ОБрПСК, в/ч 2538 – г Дальнереченск, Приморский крайа
• 16-я ОБрПСК, в/ч 2306 – г Находка
• 17-я ОБрПСК, в/ч 2375 – г Баку, выведена в 1993 году выведена в г Астрахань
• 18-я ОБрПСК, в/ч 9799 – г Одесса
• 19-я ОБрПСК, в/ч 1454 – г Невельск. 19-я отдельная бригада ПСКР берет свое историческое начало с сентября 1947 г., когда из состава Корсаковского 26-го отдельного дивизиона ПСКР во вновь сформированный 25-й отдельный дивизион с базированием в Невельске были переданы БО-315 и БО-319. В марте 1960 г. дивизион преобразован в группу ПСКР "Невельск", а 10 августа 1977 г. приказом Председателя КГБ СССР №0092 группа ПСКР преобразована в 19-ю отдельную бригаду ПСКР.
• 20-я ОБрПСК, в/ч 2442 – г. Рига, в/ч 9864 – г Вентспилс (отд. Группа, встречается и название «дивизион»), до 06.06.79 г. - дивизион; расформирована в 1992-93 гг.
• 21-я ОБрПСК, в/ч 9881 – г. Поти, передислоцирована в г Новоросийск, создана в январе 1987 г.
• 22-я ОБрПСК, в/ч 9873 – г Термез, развернута в 1988 году из 45 одск, сформированного в свою очередь в 1981 году). Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992-93 гг. В состав ОБСК входили: управление, корабли типа «Шмель» (проект 1204), подразделение пограничных сторожевых катеров (ПСК), взвод малых катеров типа «Аист», в береговой службе имелась авторота, а также: аккумуляторщик, электрик, фельдшер, специалист по горюче-смазочным материалам (ГСМ) и коки.
В бригаде насчитывалось 8 кораблей типа «Шмель», примерно 10 ПСК и 20 катеров типа «Аист».
Общая численность личного состава бригады – около 500 человек.
• 52-й ОДнПСКР, в/ч 2292 – Лиинахамари, базировался и на Никель.
• ОДнПСК, в/ч 2040 – г Сретенск (Забайкалье). 1969 год, приказом Председателя КГБ СССР в состав Приаргунского пограничного отряда была введена группа пограничных катеров со штатом 50 человек.
В 1973 году на основании распоряжения Забайкальского пограничного округа группа пограничных катеров была передислоцирована в поселок Затон города Сретенска. Так образовался дивизион пограничных сторожевых катеров, который подчинялся Сретенскому пограничному отряду. 12 июня 1992 года приказом Председателя Комитета по охране Государственной границы из штата Сретенского пограничного отряда он был исключен. С 6 июля 1992 года на основании приказа Председателя Комитета по охране Государственной границы, приказа командующего войсками Забайкальского пограничного округа с постоянным местом дислокации в городе Сретенске Читинской области началось формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа.
• ДнККаСС – г Сочи, в/ч 2159, сф в 1987 году
• ДнККаСС (Дивизион кораблей специальной службы), в/ч 2385 – г Ялта

1-й Учебный Центр по подготовке младших морских специалистов, в/ч 2333 – г Анапа
ОПМУЦ-2 , в/ч 2338 - г Находка– сф в 1991, расформирована в 2003 году


Российский период (с 1992 года)

После распада в 1991 г. Советского Союза образованы Пограничные войска Российской Федерации, была создана и Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации. Последнюю переименовали в Федеральную пограничную службу Российской Федерации и наделили функциями самостоятельного органа исполнительной власти.

Указом президента РФ от 7 февраля 1995 г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации.
При расформировании Амурской флотилии в состав ПВ перешли Хабаровские корабли - стали 23-й обрпскр, и Благовещенская - стала 24-й обрпскр.
В 1995-1998 гг. в состав Амурской флотилии ДВРУ (Дальневосточное региональное управление ФПС России) входили: 11 (Джалинда), 12 (Благовещенск), 13 (Ленинское), 14 (Казакевичево), 23 (Хабаровск), 24 (Благовещенск) бригады.
23-я ОБрПСКР также расформирована, вместо нее дивизион ПСКР от 14-й (Казакевичево) -соответственно номер В/Ч такой-же.
24-я ОБрПСКР расформирована в 1999 году, в/ч 2174.
25-я ОБрПСКР – Темрюк, на 1998 год существовала. в/ч Н.д.

Указом президента РФ от 7 июня 1998 г. расформирована Амурская пограничная речная флотилия. Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.

Дивизии/флотилии пограничных кораблей в период с 1991 года:
• 1-я ДПСКР - г Петропавловск-Камчатский;
• Н-ская дивизия ПСКР (г. Кронштадт), в которую входили: 2-я обрпскр (Высоцк) , Псковская обрпск и Нарвский дивизион.
• 4-я ДПСКР - дивизия была в Калининграде (г. Балтийск) на базе бригады (интересная ситуация),
• 5-я ДПСКР - (тот же период) на базе 21-й бригады (Новороссийск), но там кроме получения должностей и званий дело дальше не пошло. Соединение просуществовало меньше полугода и то только на бумаге. В эту дивизию должны были входить:
o бригада - в Новороссийске, Темрюке, Сочи.
o дивизионы - Туапсе, Очамчирский (это был дивизион от Новороссийска).
o Известен также 64-й ОДнПСКР (Таганрог) – возможно в дивизию не входил.
o 30-я оаэ (Геленджик), авиаотряд (планировалось одно время развернуть его до полка).
• 6-я ДПСКР - (тот же период) – Астрахань. 6-я и 17-я ОБрПСКР. 31-я оаэ – Каспийск.

31 июля 1998 г. вышел федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» №155-ФЗ. В соответствии с ним охрану внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов поручили ФПС России во взаимодействии с российскими Министерством обороны, Министерством природных ресурсов и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции .
С 1 июля 2003г. ФПС как самостоятельное силовое ведомство прекратило свое существование и влилось в организационно-штатную структуру ФСБ России.

Атор статьи "SpN35" (Анатолий К.)
"Варяг" не сдаётся.
Аватара пользователя
metr
Служивый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 17:54
Реальное имя: Стас
Год призыва: 1980
Год увольнения: 1983
Где служил: Анапа.

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение metr » 05 авг 2009, 22:15

Границы России

Общая протяженность границ России самая большая в мире и достигает 62269 км. Из них протяженность морских границ составляет 37636, 6 км и сухопутных - 24625, 3 км. Из морских границ на побережье Северного Ледовитого, или Российский арктический сектор, приходится 19724, 1 км, а на побережье морей Тихого океана - 16997,9 км.

Морские границы проходят на удалении 12 морских миль (22,7 км) от берегов, отделяя внутренние территориальные воды от международных. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут добывать здесь природные ресурсы лишь по согласованию с правительством России.
"Варяг" не сдаётся.
Аватара пользователя
Антар
Форумчанин
Сообщения: 1054
Зарегистрирован: 31 июл 2009, 20:51
Реальное имя: Виталий
Год призыва: 1989
Год увольнения: 1991
Где служил: 5 ОБПСКР, Балаклава, в/ч 2382 "Д"
Граница: Морская
Откуда: Кувандык

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение Антар » 23 апр 2010, 05:20

Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы поступали с тобой...
Аватара пользователя
ПСБ
Администратор
Сообщения: 4030
Зарегистрирован: 29 июл 2009, 14:39
Реальное имя: Сергей
Год призыва: 1984
Год увольнения: 1986
Где служил: 100 ПО, 1 ПК, связь

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение ПСБ » 27 окт 2010, 15:32

Между прочим, 27 октября - это по старому стилю 15-е...
День рождения Отдельного Корпуса Пограничной Стражи
http://okps.narod.ru/
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий, дай Бог ему Здоровья!!!
Аватара пользователя
Антар
Форумчанин
Сообщения: 1054
Зарегистрирован: 31 июл 2009, 20:51
Реальное имя: Виталий
Год призыва: 1989
Год увольнения: 1991
Где служил: 5 ОБПСКР, Балаклава, в/ч 2382 "Д"
Граница: Морская
Откуда: Кувандык

Re: История создания Морской Пограничной Охраны. Начало.

Сообщение Антар » 27 окт 2010, 19:45

В таком случае... С праздником, коллеги!!!!
Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы поступали с тобой...

Вернуться в «История Погранвойск»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей